ПОХОТЬ
Ден Аллендер
Пианистка вытягивается по струнке и взмахивает руками, приготовившись играть первый гимн. Сидящий в первом ряду мужчина не пропускает ни одного ее движения. Жена, до боли точно определившая объект его наблюдений, пихает его в бок. В ответ – привычные слова, выдающие его ярость: «Да я вообще ни на кого не смотрел». Ответ кажется хорошо отрепетированным: сколько раз его должны были поймать за разглядыванием привлекательных женщин, чтобы нужные слова отскакивали от зубов? Обида и злость этой пары – лишь часть замкнутого круга: бесконечные обвинения, оправдания, чувство вины, попытки что-нибудь изменить, ощущение беспомощности и разочарования, появляющиеся в борьбе с похотью.
Похоть является камнем преткновения для всех нас. Верующие – как мужчины, так и женщины – веками стараются найти решение этой проблеме. Для многих мерилом успеха в духовной жизни служит свобода человека от уз похоти. После всех этих разговоров о похоти кажется, что все мы должны четко себе представлять, в чем состоит суть проблемы и какие для нее имеются решения. Что такое похоть, почему так трудно избавиться от этого греха и что мы можем противопоставить той силе воздействия, которой похоть обладает в нашей жизни?
Цвет похоти
Многие считают похоть и сексуальное влечение синонимами. Писание изобилует примерами, в которых похоть действительно является проявлением греховного сексуального влечения (1 Петра 4:3). Следовательно, если нас не одолевают греховные мысли об интимной близости вне брака и уж тем более если мы не состоим ни в каких порочащих нас связях, значит, делаем мы вывод, мы свободны от власти похоти. Как сильно мы заблуждаемся!
Новозаветное слово, которое переводится как «похоть», обозначает сильное желание. Причем, желание может быть вполне законным и угодным Богу. Вот что сказал Своим ученикам Христос: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» (Лк. 22:15). В одном из своих посланий Павел пишет о желании оставить эту жизнь и быть со Христом (Фил. 1:23), и, вместе с тем, он «с огромным желанием» старался увидеться со своими друзьями (1Фес. 2:17). Сильное, страстное, горячее желание, или влечение, похоть, не идет вразрез в Божьим замыслом для нашей жизни.
С другой стороны, Библия и опыт подсказывают нам, что сильное желание, или похоть, часто приобретает аморальный и разрушительный характер. Как-то раз я беседовал с тридцатипятилетним мужчиной, «Николаем», который с восьми лет пытался преодолеть навязчивый интерес к порнографии. Успех был переменным, сменяясь разочарованием от собственной слабости и неспособности противостоять похоти. Периодические срывы ставили под угрозу все его служение и отношения с семьей.
Однако, борьба этого человека с похотью не сводилась исключительно к попыткам не поддаваться влиянию возбуждающих фотографий или мысленных образов. Работа, увлечения, чтение и чрезмерное желание всем угождать заставляли его забывать обо всем вокруг и также превращались в похоть. Отмечая похоть в сексуальной жизни, мы теряем из виду общую, сложную картину происходящей в жизни Николая битвы с пагубными пристрастиями и желаниями.
«Даша» очень хотела родить пятого ребенка. Когда у кого-нибудь из знакомых появлялся малыш, она с удвоенной силой пыталась придумать способ уговорить мужа. Желание забеременеть стало для нее настоящей похотью. Сражение проходило не в плоскости сексуальных отношений, но, на мой взгляд, похоть имела над ней не меньшую власть, чем над Николаем, пытавшимся покончить с пристрастием к порнографической продукции.
Когда желания искажаются
Когда страстное желание становится губительным? Разрушительная похоть – любое желание, завладевающее нами целиком и полностью, пересекающее границы дозволенного или вытесняющее все остальные стремления.
Желание, пересекающее границы дозволенного, – страсть к любому человеку, предмету или к любой идее, противоречащая открытому Богом замыслу для нашей жизни. Испытывать сексуальное влечение к спутнику или спутнице жизни естественно, а возжелать жены ближнего уже будет нарушением закона.
Желание, вытесняющее все остальные, – любое законное желание, делающее нас не способными служить Богу и окружающим. К примеру, представим себе студента, который так сильно поглощен учебой (законное желание), что просто не может думать о том, как следовать за Богом. Желание получать хорошие отметки вытеснило все остальные. Или женщина, которая не умеет отказываться от приглашений подруги сходить в кино: главным, затмевающим все остальные желание в ее жизни, является стремление всем угождать и, таким образом, «быть всеми любимой».
При таком определении ни один человек не застрахован от влияния похоти. Почему нам приходится так часто противостоять этим силам? И почему эти сражения так редко приносят нам победу и успех? Иными словами, почему так сложно избавиться от похоти?
Сила похоти
Для того, чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо подробно изучить «суть» и «схему действий» похоти. Бог вложил в наши сердца желание - желание близких отношений с Ним и служения, которое имело бы важное значение для окружающих. После грехопадения это желание исказилось. Стремление найти близость вытеснил интерес к «подделкам», приносящим мгновенное удовлетворение – противоречащим Божьим законам сексуальным наслаждениям. Желание служить людям, заложенное в нас Богом, превратилось в похоть к власти над окружающим. Стремление внести свою лепту в этот мир и оставить после себя добрую память исказилось до неузнаваемости: теперь нас снедает желание все контролировать.
«Подделки» привлекают нас тем, что могут заменить Бога и Его высокие требования и законы более знакомыми и удобными правилами. Павел говорит о том, что грешный человек изменяет «славу нетленного Бога в образ, подобный человеку» и другим творениям Божьим (Рим. 1:18-23). Творение не требует от нас покаяния или благодарности. Творению не нужны наши разбитые сердца или служение. Поклоняясь творению, мы всего лишь должны закрывать глаза на тоску и пустоту, окутавшие наше сердце, и скрывать чувство стыда, появляющееся всякий раз, когда мы отворачиваемся от Бога и окружающих.
Почему так сложно совладать с этой похотью? Потому что похоть – единственная альтернатива для насыщения опустошенных сердец, не вынуждающая в смирении приходить к Богу и склоняться перед Ним в поклонении и благодарности. Для того, чтобы лишить похоть ее власти, нужно не только отказаться от «чудодейственного» средства, пусть на мгновение, но предлагающего сердцу искомое насыщение. Нам придется придти к Богу, приглашающему нас испытать то, чего мы в глубине сердец жаждем: честно взглянуть на боль, духовную нищету, немощь и возложить упование на Господа. В сравнении со странствованием по долине смертной тени пристрастие к порнографии, желание завести пятого ребенка, страх сказать «нет» близкому человеку кажутся более выигрышными вариантами.
Пусть похоть несет с собой боль и разрушение, мы предпочитаем ее общению с Богом, призывающим нас любить обидчиков и служить недостойным. Истинное поклонение дается слишком дорогой ценой. Поклонение творению, по крайней мере, на первых порах, - более «безопасный процесс».
Две неверные стратегии
Что нужно для того, чтобы избавиться от похоти? Для начала, давайте разберем два способа, используемых в современном христианском мире для решения этих проблем. Две стратегии, которые могут усугубить проблему. Обе стратегии – «самоотречение» и «самовозвышение» – на время вселяют надежду, но, в конечном итоге, только усугубляют ситуацию. Николай прошел оба пути.
Он совсем недавно стал верующим. Причину своих бед видел в непреодолимом желании испытать удовольствие или облегчение в сексуальных отношениях. Главным своим врагом он считал влечение, сексуальные фантазии, а средством против этой проблемы – выбор правильных методов борьбы с похотью. Когда чувство вины достигло невиданных размеров, когда ему удалось «проигнорировать» многочисленные возможности согрешить и когда он начал осознанно направлять «блуждающие мысли» в правильное русло, казалось, уже можно было праздновать победу.
К сожалению, «побочным эффектом» такого подхода обычно становится ненависть к себе, чувство стыда и презрения, что только обостряет проблему. После бесчисленных поражений люди, придерживавшиеся подобных позиций, либо приходят к выводу о том, что одержимы бесами, либо начинают сомневаться в том, действительно ли они спасены и знают Бога.
Второй подход к решению проблемы с похотью – переложение двенадцати шагов, используемых «Обществом Анонимных Алкоголиков». Сторонники этих взглядов считают похоть симптомом той боли, которая хранится глубоко в сердце. Мы сможем исцелиться, когда признаем, что все находятся во власти пагубных пристрастий. Не отрицая существование проблемы, мы избавляемся от чувства вины и собственной неполноценности, а настоящий корень проблемы – чувство одиночества, неуверенности, незащищенности и незажившие раны – устраняется, и пагубная зависимость переходит в область поддающихся нашему контролю проблем.
Первый подход пропагандирует «самоуничижение» и «самоотречение», в то время, как во втором людей призывают «уйти с головой в изучение самих себя, своего прошлого, своей боли». Придерживаясь первого подхода, Николай смог лучше управлять похотью в сексуальной жизни. Но тогда у него появились новые, не менее сильные пристрастия. Он стал настолько зависеть от общения с группой психологической взаимопомощи, что посещал сразу несколько таких групп и без участия в них уже не мог представить свою жизнь.
Кроме того, он «погряз» в своей собственной внутренней жизни. Только и делал, что беспокоился, как бы кто не помешал удовлетворению его личных желаний. Постоянно, к месту и не к месту, говорил о своих чувствах. Утратил былую чуткость и тактичность в общении с людьми, разучился заботиться об окружающих.
Николай признал, что из человека «без лица» превратился в человека, ставившего личные интересы превыше интересов окружающих и, в конечном итоге, превыше Божьего замысла, по которому он был призван служить людям. К сожалению, он так и не увидел более глубинных процессов, стоящих за его грехом. Несомненно, его попытки справиться с похотью приносили Богу славу. Однако, с другой стороны, он так и не понял, что похоть не сводится исключительно к греховным фантазиям на сексуальные темы.
Почему одной дисциплины не достаточно
Похоть - последствие нашей неспособности стремиться к праведности. Люди, которым приходится бороться с похотью в любых ее проявлениях, должны развивать силу воли. Но дисциплины здесь будет недостаточно. Необходимо особо подчеркнуть, что похоть представляет собой продукт ненависти: мы ненавидим чувство одиночества, те ситуации, из которых нам трудно выходить, Бога, который призывает нас любить окружающих, несмотря на боль. Похоть и пристрастия помогают нам «скрываться» от боли, извиняют неспособность и нежелание любить Бога и окружающих, подчеркивая наше бессилие и беспомощность.
Каким образом пагубная зависимость, похоть превращаются в страстное, горячее, непреодолимое желание любить Бога и окружающих? Я убежден в том, что легких решений в нашем сражении с плотью не существует. Полное исцеление возможно только на небесах. До тех пор любые перемены и шаги к избавлению – слабое подобие того, что мы испытаем, встретившись с Богом лицом к лицу, преобразившись в Его присутствии. Тем не менее, я готов поделиться некоторыми размышлениями о том, как вступить на путь перемен.
1. Признайте наличие проблемы. Пристрастие и похоть процветают во тьме отрицания. «Я не алкоголик. Я пью только для того, чтобы успокоить расшатавшиеся нервы или расслабиться». «Да, я часто занимаюсь мастурбацией, но ведь рано или поздно этим занимался каждый». «Возможно, я слишком много времени и сил отдаю работе, засиживаюсь там допоздна, но это – временное явление. Вот только я привыкну к новому месту, как все изменится». Обман – союзник похоти, позволяющий служить и мамоне, и Богу, и представлять все в лучшем свете.
К примеру, Даша считала желание завести пятого ребенка естественным и вполне разумным. Однако, если присмотреться получше, ее мотивы никак не назовешь чистыми и правильными. Родив еще одного ребенка, она надеялась забыть о постепенной утрате молодости и сохранить ощущение своей значимости благодаря материнской заботе о малыше. Если воспитание детей будет по-прежнему занимать все ее время и помыслы, ей не придется переживать о том, что пропасть в отношениях с мужем каждый день все увеличивается. За злостью на мужа, отказывавшегося заводить еще одного ребенка, прятался страх перед одиночеством, которое Даша испытывала в браке. Любая навязчивая идея помогает нам находить удовлетворение всепоглощающему желанию где угодно, только не у Бога. Для того, чтобы все изменить, необходимо признать существование проблемы и вынести на свет самые уродливые уголки нашей души.
2. Исправляйте не только поведение, но и сердце. Мы не сможем избавиться от похоти без готовности «обуздывать» свои импульсы и воспитывать в себе силу воли – в этом нет ни малейшего сомнения. Я должен стремиться к святости, бороться и сражаться за нее (1 Петра 4:1-3). Если я бессилен противостоять искушению что-нибудь съесть, то буду вынужден избегать тех ситуаций, в которых появляются соблазны для потворствования этой похоти. Принятие верных решений – моя обязанность.
Но просто принять решение не достаточно. Потребуется гораздо больше, чем старания избегать ситуаций, пробуждающих в нас похоть, постоянно думать о «горнем». Мы должны покаяться в более глубоких проблемах, подпитывающих нашу похоть. Только вот раскаяться в том, о чем мы не знаем, не получится. Нужно молиться, чтобы Бог открыл нам тайны, сокрытые в нашем сердце (Псалом 138). Вот какие вопросы следует задавать себе, когда мы пытаемся избавиться от власти похоти в своей жизни:
В каких ситуациях моя проблема обостряется? Для многих противостоять похоти сложнее, когда они переживают стрессовую ситуацию, коей считаются как успех, так и неудача. Очень важно вести дневник, в котором вы будете отмечать, когда вам приходится бороться с похотью, с чем связано обострение проблемы, что должно измениться в вашем сердце и как научиться послушанию.
О каких серьезных травмах настоящего или прошлого я стараюсь забыть, потворствуя похоти? Чаще всего, похоть кажется менее тяжелой и болезненной проблемой, чем глубокая рана, которую мы не в силах исцелить. Например, Николай заметил, что он часто позволял похоти взять над собой верх после телефонных бесед с вечно недовольным и высокомерным отцом. Сексуальное пристрастие скрывало раны одиночества и злость, которую вызывало у него общение с близким человеком.
Что я не могу совершить, кем не могу стать из-за моей похоти? Как это ни печально, случается, что проблемы тонко маскируют нежелание принимать пугающие нас решения. Николай не хотел проявить уважение к своему отцу и начистоту поговорить об их отношениях. Вместо этого, он тихо терпел его укоризны, не склоняя колен в отчаянной молитве и не умоляя Бога научить его настоящей любви.
Покаяние в непрекращающемся процессе нашего освящения не единичное действие. Переставая бежать от правды и раскаиваясь перед Богом в нежелании смиренно принять Его волю, мы обретаем мудрость и учимся всем сердцем скорбеть о содеянном грехе.
3. Учитесь любить. Без честности и покаяния перемены не возможны. Тем не менее, главным “противоядием” против похоти является любовь. Очень-очень сложно испытывать разрушительную похоть по отношению к человеку, которого любишь. Очень трудно стремиться к тому, что нанесет вред и причинит боль любимому вами человеку. Похоть – всепоглощающее владение кем-либо. Мы растворяемся в человеке для того, чтобы заглушить боль, вместо того, чтобы просто радоваться общению с близким человеком и заботиться о его благе.
Молодой человек и девушка, объявившие о своей помолвке, страстно любят друг друга и уже предвкушают радость «слияния» в одну плоть. Но если любовь возьмет верх, они не станут делать ничего такого, что нарушило бы красоту каждого из них в отдельности и их союза, в целом. Точно так же, если победит любовь, то мужчина и женщина, работающие вместе и наслаждающиеся физической или внутренней красотой друг друга, будут заботиться о сохранении этой красоты и не запятнают ее грехом.
Печально наблюдать, как многие мужчины, пытаясь справиться со своей похотью, избегают серьезных, близких и достойных отношений с женщинами. Они свято верят в то, что дистанция будет главным гарантом безопасности, хотя кажется, что сдержанность только провоцирует появление самых невероятных фантазий. Единственным залогом безопасности является любовь.
В послании Филиппийцам 4:8 Павел призывает нас размышлять о том, что истинно, честно, справедливо, чисто и любезно. Когда «чистые помышления» захватывают нас целиком и полностью, места для губительного уродства похоти просто не остается. А самым «чистым и любезным» является помышление о Христе.
По словам Павла, обман и рабство любой пагубной страсти исчезают в свете благодати и человеколюбия Христовых (Титу 3:3-4). Сметающая все на своем пути сила похоти отступает только в том случае, если наши сердца воздают славу Христу, если их смягчила благодать Евангелия. Когда благая весть об освобождении от Божьего гнева наполняет нас радостью, восхищением и желанием жить, темные помыслы и желания обладать, приобретать и уничтожать постепенно лишаются своей власти над нами. Радость прощения не только за неверные поступки, но и за грех, спрятавшийся глубоко в нашем сердце, придает нам желание дарить любовь (Лк. 7:47). А желание любить порождает желание хранить и развивать красоту во всех, кого нам выпала честь и радость повстречать на своем пути.
Стремление к благочестию
К сожалению, нам придется бороться с похотью всю жизнь. Но, испытав спасительную силу Евангелия, мы получили больше свободы и возможностей стремиться к красоте. Нам уже не нужно гнаться за грехом и кипеть от злобы.
Евангелие, в конце концов, одержит верх над похотью и уничтожит ее. Стремление к святости станет больше, чем желание поступать правильно. Оно перерастет в страстное желание, или «влечение», преображаться в подобие Бога, приобретая Его свойства и красоту. В этом смысле Евангелие освобождает нас для стремления к тому, для чего были созданы наши сердца – к святости, а не к разрушению, смерти и отчаянию. Угодные Богу страсть и влечение дают жизнь. Да наполнится наша жизнь именно такой страстью и именно таким влечением!
ДЕН АЛЛЕНДЕР, д-р ф. н., является членом Совета миссии «Харвест» в США. Он работает преподавателем на факультете психологического консультирования в Западной Семинарии. Он является автором книги «Раненое сердце: надежда для людей, ставших в детстве жертвами сексуального насилия (Navpress, 1990).
Ден Аллендер
Пианистка вытягивается по струнке и взмахивает руками, приготовившись играть первый гимн. Сидящий в первом ряду мужчина не пропускает ни одного ее движения. Жена, до боли точно определившая объект его наблюдений, пихает его в бок. В ответ – привычные слова, выдающие его ярость: «Да я вообще ни на кого не смотрел». Ответ кажется хорошо отрепетированным: сколько раз его должны были поймать за разглядыванием привлекательных женщин, чтобы нужные слова отскакивали от зубов? Обида и злость этой пары – лишь часть замкнутого круга: бесконечные обвинения, оправдания, чувство вины, попытки что-нибудь изменить, ощущение беспомощности и разочарования, появляющиеся в борьбе с похотью.
Похоть является камнем преткновения для всех нас. Верующие – как мужчины, так и женщины – веками стараются найти решение этой проблеме. Для многих мерилом успеха в духовной жизни служит свобода человека от уз похоти. После всех этих разговоров о похоти кажется, что все мы должны четко себе представлять, в чем состоит суть проблемы и какие для нее имеются решения. Что такое похоть, почему так трудно избавиться от этого греха и что мы можем противопоставить той силе воздействия, которой похоть обладает в нашей жизни?
Цвет похоти
Многие считают похоть и сексуальное влечение синонимами. Писание изобилует примерами, в которых похоть действительно является проявлением греховного сексуального влечения (1 Петра 4:3). Следовательно, если нас не одолевают греховные мысли об интимной близости вне брака и уж тем более если мы не состоим ни в каких порочащих нас связях, значит, делаем мы вывод, мы свободны от власти похоти. Как сильно мы заблуждаемся!
Новозаветное слово, которое переводится как «похоть», обозначает сильное желание. Причем, желание может быть вполне законным и угодным Богу. Вот что сказал Своим ученикам Христос: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» (Лк. 22:15). В одном из своих посланий Павел пишет о желании оставить эту жизнь и быть со Христом (Фил. 1:23), и, вместе с тем, он «с огромным желанием» старался увидеться со своими друзьями (1Фес. 2:17). Сильное, страстное, горячее желание, или влечение, похоть, не идет вразрез в Божьим замыслом для нашей жизни.
С другой стороны, Библия и опыт подсказывают нам, что сильное желание, или похоть, часто приобретает аморальный и разрушительный характер. Как-то раз я беседовал с тридцатипятилетним мужчиной, «Николаем», который с восьми лет пытался преодолеть навязчивый интерес к порнографии. Успех был переменным, сменяясь разочарованием от собственной слабости и неспособности противостоять похоти. Периодические срывы ставили под угрозу все его служение и отношения с семьей.
Однако, борьба этого человека с похотью не сводилась исключительно к попыткам не поддаваться влиянию возбуждающих фотографий или мысленных образов. Работа, увлечения, чтение и чрезмерное желание всем угождать заставляли его забывать обо всем вокруг и также превращались в похоть. Отмечая похоть в сексуальной жизни, мы теряем из виду общую, сложную картину происходящей в жизни Николая битвы с пагубными пристрастиями и желаниями.
«Даша» очень хотела родить пятого ребенка. Когда у кого-нибудь из знакомых появлялся малыш, она с удвоенной силой пыталась придумать способ уговорить мужа. Желание забеременеть стало для нее настоящей похотью. Сражение проходило не в плоскости сексуальных отношений, но, на мой взгляд, похоть имела над ней не меньшую власть, чем над Николаем, пытавшимся покончить с пристрастием к порнографической продукции.
Когда желания искажаются
Когда страстное желание становится губительным? Разрушительная похоть – любое желание, завладевающее нами целиком и полностью, пересекающее границы дозволенного или вытесняющее все остальные стремления.
Желание, пересекающее границы дозволенного, – страсть к любому человеку, предмету или к любой идее, противоречащая открытому Богом замыслу для нашей жизни. Испытывать сексуальное влечение к спутнику или спутнице жизни естественно, а возжелать жены ближнего уже будет нарушением закона.
Желание, вытесняющее все остальные, – любое законное желание, делающее нас не способными служить Богу и окружающим. К примеру, представим себе студента, который так сильно поглощен учебой (законное желание), что просто не может думать о том, как следовать за Богом. Желание получать хорошие отметки вытеснило все остальные. Или женщина, которая не умеет отказываться от приглашений подруги сходить в кино: главным, затмевающим все остальные желание в ее жизни, является стремление всем угождать и, таким образом, «быть всеми любимой».
При таком определении ни один человек не застрахован от влияния похоти. Почему нам приходится так часто противостоять этим силам? И почему эти сражения так редко приносят нам победу и успех? Иными словами, почему так сложно избавиться от похоти?
Сила похоти
Для того, чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо подробно изучить «суть» и «схему действий» похоти. Бог вложил в наши сердца желание - желание близких отношений с Ним и служения, которое имело бы важное значение для окружающих. После грехопадения это желание исказилось. Стремление найти близость вытеснил интерес к «подделкам», приносящим мгновенное удовлетворение – противоречащим Божьим законам сексуальным наслаждениям. Желание служить людям, заложенное в нас Богом, превратилось в похоть к власти над окружающим. Стремление внести свою лепту в этот мир и оставить после себя добрую память исказилось до неузнаваемости: теперь нас снедает желание все контролировать.
«Подделки» привлекают нас тем, что могут заменить Бога и Его высокие требования и законы более знакомыми и удобными правилами. Павел говорит о том, что грешный человек изменяет «славу нетленного Бога в образ, подобный человеку» и другим творениям Божьим (Рим. 1:18-23). Творение не требует от нас покаяния или благодарности. Творению не нужны наши разбитые сердца или служение. Поклоняясь творению, мы всего лишь должны закрывать глаза на тоску и пустоту, окутавшие наше сердце, и скрывать чувство стыда, появляющееся всякий раз, когда мы отворачиваемся от Бога и окружающих.
Почему так сложно совладать с этой похотью? Потому что похоть – единственная альтернатива для насыщения опустошенных сердец, не вынуждающая в смирении приходить к Богу и склоняться перед Ним в поклонении и благодарности. Для того, чтобы лишить похоть ее власти, нужно не только отказаться от «чудодейственного» средства, пусть на мгновение, но предлагающего сердцу искомое насыщение. Нам придется придти к Богу, приглашающему нас испытать то, чего мы в глубине сердец жаждем: честно взглянуть на боль, духовную нищету, немощь и возложить упование на Господа. В сравнении со странствованием по долине смертной тени пристрастие к порнографии, желание завести пятого ребенка, страх сказать «нет» близкому человеку кажутся более выигрышными вариантами.
Пусть похоть несет с собой боль и разрушение, мы предпочитаем ее общению с Богом, призывающим нас любить обидчиков и служить недостойным. Истинное поклонение дается слишком дорогой ценой. Поклонение творению, по крайней мере, на первых порах, - более «безопасный процесс».
Две неверные стратегии
Что нужно для того, чтобы избавиться от похоти? Для начала, давайте разберем два способа, используемых в современном христианском мире для решения этих проблем. Две стратегии, которые могут усугубить проблему. Обе стратегии – «самоотречение» и «самовозвышение» – на время вселяют надежду, но, в конечном итоге, только усугубляют ситуацию. Николай прошел оба пути.
Он совсем недавно стал верующим. Причину своих бед видел в непреодолимом желании испытать удовольствие или облегчение в сексуальных отношениях. Главным своим врагом он считал влечение, сексуальные фантазии, а средством против этой проблемы – выбор правильных методов борьбы с похотью. Когда чувство вины достигло невиданных размеров, когда ему удалось «проигнорировать» многочисленные возможности согрешить и когда он начал осознанно направлять «блуждающие мысли» в правильное русло, казалось, уже можно было праздновать победу.
К сожалению, «побочным эффектом» такого подхода обычно становится ненависть к себе, чувство стыда и презрения, что только обостряет проблему. После бесчисленных поражений люди, придерживавшиеся подобных позиций, либо приходят к выводу о том, что одержимы бесами, либо начинают сомневаться в том, действительно ли они спасены и знают Бога.
Второй подход к решению проблемы с похотью – переложение двенадцати шагов, используемых «Обществом Анонимных Алкоголиков». Сторонники этих взглядов считают похоть симптомом той боли, которая хранится глубоко в сердце. Мы сможем исцелиться, когда признаем, что все находятся во власти пагубных пристрастий. Не отрицая существование проблемы, мы избавляемся от чувства вины и собственной неполноценности, а настоящий корень проблемы – чувство одиночества, неуверенности, незащищенности и незажившие раны – устраняется, и пагубная зависимость переходит в область поддающихся нашему контролю проблем.
Первый подход пропагандирует «самоуничижение» и «самоотречение», в то время, как во втором людей призывают «уйти с головой в изучение самих себя, своего прошлого, своей боли». Придерживаясь первого подхода, Николай смог лучше управлять похотью в сексуальной жизни. Но тогда у него появились новые, не менее сильные пристрастия. Он стал настолько зависеть от общения с группой психологической взаимопомощи, что посещал сразу несколько таких групп и без участия в них уже не мог представить свою жизнь.
Кроме того, он «погряз» в своей собственной внутренней жизни. Только и делал, что беспокоился, как бы кто не помешал удовлетворению его личных желаний. Постоянно, к месту и не к месту, говорил о своих чувствах. Утратил былую чуткость и тактичность в общении с людьми, разучился заботиться об окружающих.
Николай признал, что из человека «без лица» превратился в человека, ставившего личные интересы превыше интересов окружающих и, в конечном итоге, превыше Божьего замысла, по которому он был призван служить людям. К сожалению, он так и не увидел более глубинных процессов, стоящих за его грехом. Несомненно, его попытки справиться с похотью приносили Богу славу. Однако, с другой стороны, он так и не понял, что похоть не сводится исключительно к греховным фантазиям на сексуальные темы.
Почему одной дисциплины не достаточно
Похоть - последствие нашей неспособности стремиться к праведности. Люди, которым приходится бороться с похотью в любых ее проявлениях, должны развивать силу воли. Но дисциплины здесь будет недостаточно. Необходимо особо подчеркнуть, что похоть представляет собой продукт ненависти: мы ненавидим чувство одиночества, те ситуации, из которых нам трудно выходить, Бога, который призывает нас любить окружающих, несмотря на боль. Похоть и пристрастия помогают нам «скрываться» от боли, извиняют неспособность и нежелание любить Бога и окружающих, подчеркивая наше бессилие и беспомощность.
Каким образом пагубная зависимость, похоть превращаются в страстное, горячее, непреодолимое желание любить Бога и окружающих? Я убежден в том, что легких решений в нашем сражении с плотью не существует. Полное исцеление возможно только на небесах. До тех пор любые перемены и шаги к избавлению – слабое подобие того, что мы испытаем, встретившись с Богом лицом к лицу, преобразившись в Его присутствии. Тем не менее, я готов поделиться некоторыми размышлениями о том, как вступить на путь перемен.
1. Признайте наличие проблемы. Пристрастие и похоть процветают во тьме отрицания. «Я не алкоголик. Я пью только для того, чтобы успокоить расшатавшиеся нервы или расслабиться». «Да, я часто занимаюсь мастурбацией, но ведь рано или поздно этим занимался каждый». «Возможно, я слишком много времени и сил отдаю работе, засиживаюсь там допоздна, но это – временное явление. Вот только я привыкну к новому месту, как все изменится». Обман – союзник похоти, позволяющий служить и мамоне, и Богу, и представлять все в лучшем свете.
К примеру, Даша считала желание завести пятого ребенка естественным и вполне разумным. Однако, если присмотреться получше, ее мотивы никак не назовешь чистыми и правильными. Родив еще одного ребенка, она надеялась забыть о постепенной утрате молодости и сохранить ощущение своей значимости благодаря материнской заботе о малыше. Если воспитание детей будет по-прежнему занимать все ее время и помыслы, ей не придется переживать о том, что пропасть в отношениях с мужем каждый день все увеличивается. За злостью на мужа, отказывавшегося заводить еще одного ребенка, прятался страх перед одиночеством, которое Даша испытывала в браке. Любая навязчивая идея помогает нам находить удовлетворение всепоглощающему желанию где угодно, только не у Бога. Для того, чтобы все изменить, необходимо признать существование проблемы и вынести на свет самые уродливые уголки нашей души.
2. Исправляйте не только поведение, но и сердце. Мы не сможем избавиться от похоти без готовности «обуздывать» свои импульсы и воспитывать в себе силу воли – в этом нет ни малейшего сомнения. Я должен стремиться к святости, бороться и сражаться за нее (1 Петра 4:1-3). Если я бессилен противостоять искушению что-нибудь съесть, то буду вынужден избегать тех ситуаций, в которых появляются соблазны для потворствования этой похоти. Принятие верных решений – моя обязанность.
Но просто принять решение не достаточно. Потребуется гораздо больше, чем старания избегать ситуаций, пробуждающих в нас похоть, постоянно думать о «горнем». Мы должны покаяться в более глубоких проблемах, подпитывающих нашу похоть. Только вот раскаяться в том, о чем мы не знаем, не получится. Нужно молиться, чтобы Бог открыл нам тайны, сокрытые в нашем сердце (Псалом 138). Вот какие вопросы следует задавать себе, когда мы пытаемся избавиться от власти похоти в своей жизни:
В каких ситуациях моя проблема обостряется? Для многих противостоять похоти сложнее, когда они переживают стрессовую ситуацию, коей считаются как успех, так и неудача. Очень важно вести дневник, в котором вы будете отмечать, когда вам приходится бороться с похотью, с чем связано обострение проблемы, что должно измениться в вашем сердце и как научиться послушанию.
О каких серьезных травмах настоящего или прошлого я стараюсь забыть, потворствуя похоти? Чаще всего, похоть кажется менее тяжелой и болезненной проблемой, чем глубокая рана, которую мы не в силах исцелить. Например, Николай заметил, что он часто позволял похоти взять над собой верх после телефонных бесед с вечно недовольным и высокомерным отцом. Сексуальное пристрастие скрывало раны одиночества и злость, которую вызывало у него общение с близким человеком.
Что я не могу совершить, кем не могу стать из-за моей похоти? Как это ни печально, случается, что проблемы тонко маскируют нежелание принимать пугающие нас решения. Николай не хотел проявить уважение к своему отцу и начистоту поговорить об их отношениях. Вместо этого, он тихо терпел его укоризны, не склоняя колен в отчаянной молитве и не умоляя Бога научить его настоящей любви.
Покаяние в непрекращающемся процессе нашего освящения не единичное действие. Переставая бежать от правды и раскаиваясь перед Богом в нежелании смиренно принять Его волю, мы обретаем мудрость и учимся всем сердцем скорбеть о содеянном грехе.
3. Учитесь любить. Без честности и покаяния перемены не возможны. Тем не менее, главным “противоядием” против похоти является любовь. Очень-очень сложно испытывать разрушительную похоть по отношению к человеку, которого любишь. Очень трудно стремиться к тому, что нанесет вред и причинит боль любимому вами человеку. Похоть – всепоглощающее владение кем-либо. Мы растворяемся в человеке для того, чтобы заглушить боль, вместо того, чтобы просто радоваться общению с близким человеком и заботиться о его благе.
Молодой человек и девушка, объявившие о своей помолвке, страстно любят друг друга и уже предвкушают радость «слияния» в одну плоть. Но если любовь возьмет верх, они не станут делать ничего такого, что нарушило бы красоту каждого из них в отдельности и их союза, в целом. Точно так же, если победит любовь, то мужчина и женщина, работающие вместе и наслаждающиеся физической или внутренней красотой друг друга, будут заботиться о сохранении этой красоты и не запятнают ее грехом.
Печально наблюдать, как многие мужчины, пытаясь справиться со своей похотью, избегают серьезных, близких и достойных отношений с женщинами. Они свято верят в то, что дистанция будет главным гарантом безопасности, хотя кажется, что сдержанность только провоцирует появление самых невероятных фантазий. Единственным залогом безопасности является любовь.
В послании Филиппийцам 4:8 Павел призывает нас размышлять о том, что истинно, честно, справедливо, чисто и любезно. Когда «чистые помышления» захватывают нас целиком и полностью, места для губительного уродства похоти просто не остается. А самым «чистым и любезным» является помышление о Христе.
По словам Павла, обман и рабство любой пагубной страсти исчезают в свете благодати и человеколюбия Христовых (Титу 3:3-4). Сметающая все на своем пути сила похоти отступает только в том случае, если наши сердца воздают славу Христу, если их смягчила благодать Евангелия. Когда благая весть об освобождении от Божьего гнева наполняет нас радостью, восхищением и желанием жить, темные помыслы и желания обладать, приобретать и уничтожать постепенно лишаются своей власти над нами. Радость прощения не только за неверные поступки, но и за грех, спрятавшийся глубоко в нашем сердце, придает нам желание дарить любовь (Лк. 7:47). А желание любить порождает желание хранить и развивать красоту во всех, кого нам выпала честь и радость повстречать на своем пути.
Стремление к благочестию
К сожалению, нам придется бороться с похотью всю жизнь. Но, испытав спасительную силу Евангелия, мы получили больше свободы и возможностей стремиться к красоте. Нам уже не нужно гнаться за грехом и кипеть от злобы.
Евангелие, в конце концов, одержит верх над похотью и уничтожит ее. Стремление к святости станет больше, чем желание поступать правильно. Оно перерастет в страстное желание, или «влечение», преображаться в подобие Бога, приобретая Его свойства и красоту. В этом смысле Евангелие освобождает нас для стремления к тому, для чего были созданы наши сердца – к святости, а не к разрушению, смерти и отчаянию. Угодные Богу страсть и влечение дают жизнь. Да наполнится наша жизнь именно такой страстью и именно таким влечением!
ДЕН АЛЛЕНДЕР, д-р ф. н., является членом Совета миссии «Харвест» в США. Он работает преподавателем на факультете психологического консультирования в Западной Семинарии. Он является автором книги «Раненое сердце: надежда для людей, ставших в детстве жертвами сексуального насилия (Navpress, 1990).
Комментариев нет:
Отправить комментарий